T-31. Чайный сервиз “Глицинии”
T-31. Чайный сервиз “Глицинии”
Чайный сервиз на шесть персон.
Фаянс, лепка, роспись золотом и полихромными эмалевыми и железными красителями.
Япония период Мэйдзи (1868 – 1912)
Мастерские Сацума.
Подпись: Тиндзан.
Экспертное заключене.
Размеры: Чайник выс – 12.5 см.
Сахарница выс – 10.5 см.
Молочник выс – 9.5 см.
Чашка выс – 4.5 см.
Блюдце диаметр – 13 см.
В 1855 году князь Сацума – Симадзу Нариакира основал мастерскую Исо Ониваяки для изготовления изделий на экспорт. Он модернизировал производство, внедрил изучение европейских техник глазурования и с этого времени в Сацума сформировался характерный стиль декорирования фаянсовой основы кремового цвета – с сеткой краклэ (мелкие трещинки), надглазурной росписью золотом и эмалевыми и красками. Фаянс Сацума высоко оценили представители феодальной знати и правительственные круги.
Термин Сацума закрепился за изделиями мастерских этого княжества после Международной выставки в Париже в 1867 году. Невероятная популярность этой продукции способствовала тому, что подобные вещи стали производить и в других местах Японии – в Киото, Осака, Токио, Иокогама. Таким образом, слово Сацума стало обозначением типа изделий.
Декором данного сервиза послужило изображение вьющихся лиан глициний с разноцветными гирляндами цветков. Глицинии символизируют молодость, женскую красоту, поэзию, исцеление. В самой ее очаровательности и элегантности – отражение японского духа и чувства прекрасного.
Фудзи – японская глициния, цветет поздней весной или в начале лета сиреневыми и белыми цветами, спускающимися с ветвей длинными гирляндами. Произношение названия (фудзи) связывают с расцветом клана известной фамилии Фудзивара. Фудзивара но Сёси, которая стала императрицей при Итидзё в 1000 году была прозвана “фудзицубо” (藤壺、ふじつぼ – дословно горшок с глицинией, ваза с глицинией), т.к. глицинии были повсюду в ее саду.
Для работ японских живописцев по керамике конца ХIX- начала XX вв. были характерны творческие поиски, что убедительно демонстрирует указанные произведения. Мастер объединил символы Японии природу, истрию, мифологию в декорации данных изделий.
Сервиз имеет высокохудожественную и антикварную ценность, представляет интерес для частных и музейных собраний.