T-40. Кофейный сервиз “Черный фарфор”
T-40. Кофейный сервиз “Черный фарфор”
Кофейный сервиз на шесть персон.
Фарфор, роспись золотом, серебром и эмалевыми красками.
Япония начало ХХ века.
Мастерские Кутани.
Маркировка Кутани.
Экспертное заключение.
Размеры: Чайник выс – 17 см.
Сахарница выс – 8.5 см.
Молочник выс – 7.7 см.
Чашка выс – 4.4 см.
Блюдце диаметр – 9.5 см.
В 1873 году Кутани с успехом экспонируется на Международной Выставке в Вене, после которой цены на него повышаются, а спрос среди коллекционеров растет. Так скромная мастерская трансформировалась в настоящую фарфоровую индустрию, где почитается не только традиция мастера, но приветствуются эксперименты и уважается самостоятельность мастеров.
Каждое блюдце выглядит как вписанная в круг картина в тонком обрамлении золотого канта, идущего по краешку бортиков. На дальнем плане возвышается гора, на переднем – постройки среди холмов на скалистом берегу, гигантские сосны нависают над строениями.
В отличие от большинства изделий Кутани с характерным полихромным декором, представленный на экспертизу сервиз расписан в уникальной двуцветной черно-золотой гамме. Предметы снаружи покрыты черной матовой эмалью цуякэси-куро, имитирующей бархатистую фактуру, которая часто называется «черная сажа».
В необычной декорации фарфоровых сосудов сервиза нашла отражение весьма любопытная тенденция, сложившаяся в декоративном искусстве Японии в период Мэйдзи (1868-1912), когда художники и ремесленники, желая привлечь покупателя, прибегали не только к традиционным для данного вида декоративного искусства приемам, но изобретали новые. Словно соперничая друг с другом, они воспроизводили в другом материале и технологии достижения специалистов иного ремесла.
В данном случае сочетание черного фона с рисунком золотом, в первую очередь, вызывает в памяти японские художественные лаки с доведенной до совершенства уникальной техникой маки-э (создание картины золотой и серебряной пудрой на лаке, чаще всего черном). Она культивировалась в Японии с периода Хэйан (794-1185) – времени расцвета придворного искусства, когда лаковые предметы входили в круг вещей повседневного обихода и служили показателем утонченного вкуса и достоинства. В период Мэйдзи эстетику лаков маки-э имитировали мастера художественного металла компании Комаи, которая наладила выпуск изделий из железа, патинированных до черного цвета и тонко инкрустированных золотом, серебром и цветными сплавами. Устойчивый спрос на продукцию Комаи в конце 19 – первой трети 20 века, очевидно, и побудил декораторов фаянса бросить вызов успешным конкурентам на внешнем рынке, используя для этого возможности своего ремесла.