104. Вазы парные «Гуси и цветы»
104. Вазы парные «Гуси и цветы»
Латунь, полихромные перегородчатые эмали, авантюрин.
Япония, конец XIX века.
Высота – 47,2 см.
Настоящие изделия являются образцом японского художественного металла, декорированного в технике перегородчатых эмалей, или клуазонэ (от фр. Клуазон – перегородка).
Это вазы с приплюснутой балясиной формой тулова и покатым оплечьем, плавно переходящим в цилиндрическое горло, слегка расширяющимся раструбом. Изделия имеют латунную основу, полностью покрытую полихромными опаковыми эмалями методом юсэн, при котором из тонкой проволоки создавались перегородки, соответствующие контурам рисунка. После этого каждая ячейка заполнялась цветной пастообразной эмалью и запекалась в печи по степени тугоплавкости. В дальнейшем изделия шлифовали и тщательно полировали до блеска. Эта работа являлась довольно сложной и трудоемкой, занимала большое количество времени.
Японцы относились с особым вниманием и любовью к цветущим растениям и птицам, которые являлись излюбленной темой у живописцев и мастеров декоративно-прикладного искусства. Символически значимы образы как дикого, так и домашнего гуся.
В первом случае гусь выступает по преимуществу солярным символом, благодаря сезонным миграциям, совпадающим с солнечными равноденствиями — говорят, что гусь «следует за солнцем». В ряде языков понятия солнца и гуся передаются сходными языковыми элементами. В космогонических мифах гусь нередко выступает как птица хаоса, но вместе с тем и как творец вселенной, снёсший золотое яйцо — солнце.