264. Парные вазы “Журавли и хризантемы”
264. Парные вазы “Журавли и хризантемы”
Латунь, перегородчатые эмали.
Япония, конец XIX века.
Высота – 30 см.
Экспертное заключение.
Настоящее изделие является образцом японского художественного металла, декорированного в технике перегородчатых эмалей, или клуазонэ (от фр. Клуазон – перегородка).
Это вазы с овоидной формой тулова и покатым оплечьем, плавно переходящим в узкое цилиндрическое горло с раструбом. Изделие имеет латунную основу, полностью покрытую полихромными опаковыми эмалями методом юсэн, при котором из тонкой серебряной проволоки создавались перегородки, соответствующие контурам рисунка. После этого каждая ячейка заполнялась цветной эмалью. Декор вазы выполнен в жанре катё (цветы и птицы).
Японцы относились с особым вниманием и любовью к цветущим растениям и птицам, которые являлись излюбленной темой у живописцев и мастеров декоративно-прикладного искусства. На поверхности ваз с глубоким темно-синим фоном, изображены японские красноголовые журавли у кустов цветущих хризантем.
Тантёдзуру – красноголовый японский журавль (тантё означает “красная голова”)- с давних времен был неотъемлемым атрибутом японской культуры, символизируя долголетие и процветание. Журавли как образ и тема встречаются практически во всех видах традиционных японских искусств. У японцев есть популярная присказка-пожелание: “Журавль живет тысячу лет, черепаха – десять тысяч лет”. Она сократилась до названий этих животных, произносимых как одно слово – цурукамэ, что означает пожелание долгой жизни.
С помощью клуазонэ любовно прорисованы детали: абрисы веток, прожилки листьев и лепестки цветов, фигуры птиц и элементы их оперения. Создатель вазы использует широкий колористический спектр полихромных эмалей и вариаций их оттенков, что придаёт изображению особую живописность. Контр-эмаль на дне и внутренней поверхности вазы выполнена в тойже колористической гамме.