20. Лист из серии “Сто видов Луны. Акадзоме Эмон смотрит на луну” №44, 1887 г.
Рисовая бумага, ксилография.
Размер: 52 х 41 см (с рамой).
Цукиока Ёситоси (Тайсо Ёситоси) (яп. 月岡芳年; 30 апр. 1839 – 9 июн. 1892) – японский художник. Считается последним великим мастером гравюр в жанре укиё-э.
“Акадзоме Эмон смотрит на луну”
Акадзоме Эмон (956-1041) была знаменитой поэтессой эпохи Хэйан. Акадзоме Эмон родилась в семье Акадзоме Токимоти, чиновника столичной гвардейской управы (эмон-фу). От неё походит псевдоним поэтессы — Эмон. Её мать, перед тем как стать женой Акадзоме, была женой Тайра-но Канэмори, поэтому существует предположение, что именно он является настоящим отцом поэтессы.Она служила у Фудзивара-но Мичинаги, премьер-министра двора и тестя нескольких императоров. Акадзоме Эмон была замужем за Оэ Масахирой, известным в Японии писателем периода Хэйан. Произведения Акадзомэ Эмон вошли в «Сборник Акадзоме Эмон» (яп. 赤染衛門集), который содержит более 600 пятистиший. Поэтесса была современницей Мурасаки Сикибу и Сэй Сёнагон. Она принимала участие в поэтических конкурсах 1035 и 1041 годов. Акадзоме вошла в число «тридцати шести бессмертных поэтов» средневековья. Она также считается основным автором Ейга Моногатари – семейной родословной Фудзивара.
Акадзоме изображена на крыльце после долгой бессонной ночи, которую она провела в ожидании так и не пришедшего возлюбленного. Гравюра иллюстрирует ее стихотворение:
Лучше бы я сразу легла спать –
но сейчас уже ночь на исходе
и я смотрю как заходит луна.
Цукиока Ёситоси – родился в городе Эдо, районе Симбаси в семье зажиточного торговца. При рождении получил имя Овария Ёнэдзиро. В возрасте трёх лет переехал жить к дяде-аптекарю. С пяти лет увлекался живописью и первоначально учился у родного дяди.
В 1850 году, в возрасте 11 лет поступил учеником к одному из крупнейших мастеров японской гравюры Утагава Куниёси, который дал ему имя Ёситоси. Во время обучения Ёситоси концентрировался на копировании техники своего учителя. Куниёси обращал особое внимание на более детализированное и реалистичное изображение объектов. Кроме того, Ёситоси изучал западные стили живописи, знакомясь с коллекцией западных картин, собранной Куниёси.
В 1853 году создал свою первую работу – триптих о морском сражении при Данноура в войне между Тайра и Минамото. В то время, из-за перемен в общественной жизни традиционное искусство укиё-э начало приходить в упадок и Ёситоси новых произведений не создавал вплоть до смерти своего учителя в 1861 году.
Первый успех к художнику пришёл после издания серии гравюр «Сто японских и китайских историй» (яп. 和漢百物語 – вакан хяку моногатари) в 1865 году. Ёситоси и позднее будет демонстрировать интерес к мистическим преданиям и рассказам, воспроизводя их сюжеты.
Ко второй половине 1880-х годов относится расцвет творчества Цукиока Ёситоси. Он пытается противостоять иностранному влиянию на искусство и обращается к национальным традициям и историческому прошлому Японии. Ёситоси много работает и создаёт одну из наиболее известных своих серий – “Цуки хякуси” (“Сто видов Луны”). Ее сюжеты посвящены событиям средневековой японской истории, запечатленным в танка, хайку, пьесах театров Кабуки и Но, исторических хрониках и преданиях.
Серия “Сто видов Луны” стала попыткой художника возродить интерес к традиционным художественным ценностям. Работа была начата в 1885 году и завершена незадолго до смерти мастера в 1892 году. Серия оказалась настолько популярной, что люди выстраивались в очередь за новыми выпусками. “Сто видов Луны” считается величайшим достижением Цукиоки Ёситоси.