30. Лист из серии “Сто видов Луны. Луна над уединенным домом” №85, 1890 г.
Рисовая бумага, ксилография.
Размер: 52 х 41 см (с рамой).
Цукиока Ёситоси (Тайсо Ёситоси) (яп. 月岡芳年; 30 апр. 1839 – 9 июн. 1892) – японский художник. Считается последним великим мастером гравюр в жанре укиё-э.
“Луна над уединенным домом”
Во время периода Эдо в Японии была популярна игра Хяку моногатари кайданкай – «Собрание ста рассказчиков историй о сверхъестественном». Это были своеобразные «вечера ужасов», которые обычно проводились в закрытом помещении. Внутри собирались люди, затем зажигалось сто бумажных фонариков или сто фитилей в плошках и рассказчики по очереди принимались рассказывать так называемые кайданы – страшные истории. Речь шла о привидениях, чертях, демонах, призраках… После завершения каждой истории один фонарь гасили. Таким образом темнота постепенно начинала сгущаться, и в результате накал каждой последующей истории возрастал. В старину японцы верили, что в момент, когда гас последний фонарь, в комнате витало не менее сотни духов и должно было произойти нечто странное и сверхъестественное.
Одной из таких историй был рассказ об уединенно стоящем доме на краю болота. В этом убогом полуразвалившемся строении жила древняя старуха. Порой она принимала на ночлег одиноких путников, обещая им ужин и постель, однако наутро из этого дома ни один из них не выходил – все путники бесследно исчезали. Оказывается, что эта старуха прислуживала местному феодалу, у которого была странная болезнь, доставлявшая ему нестерпимые муки. Избавиться от них он мог, лишь выпив свежей человеческой крови. Ее приносила ему эта старуха. При свете луны она заходила в комнату, где спал несчастный путник, убивала его огромным кухонным ножом, а потом сцеживала кровь зарезанного в глиняный кувшин.
На рисунке изображен один из моментов этой «страшилки» – лунной ночью ужасная старуха крадется к постели своей жертвы, освещая себе путь факелом.
Цукиока Ёситоси – родился в городе Эдо, районе Симбаси в семье зажиточного торговца. При рождении получил имя Овария Ёнэдзиро. В возрасте трёх лет переехал жить к дяде-аптекарю. С пяти лет увлекался живописью и первоначально учился у родного дяди.
В 1850 году, в возрасте 11 лет поступил учеником к одному из крупнейших мастеров японской гравюры Утагава Куниёси, который дал ему имя Ёситоси. Во время обучения Ёситоси концентрировался на копировании техники своего учителя. Куниёси обращал особое внимание на более детализированное и реалистичное изображение объектов. Кроме того, Ёситоси изучал западные стили живописи, знакомясь с коллекцией западных картин, собранной Куниёси.
В 1853 году создал свою первую работу – триптих о морском сражении при Данноура в войне между Тайра и Минамото. В то время, из-за перемен в общественной жизни традиционное искусство укиё-э начало приходить в упадок и Ёситоси новых произведений не создавал вплоть до смерти своего учителя в 1861 году.
Первый успех к художнику пришёл после издания серии гравюр «Сто японских и китайских историй» (яп. 和漢百物語 – вакан хяку моногатари) в 1865 году. Ёситоси и позднее будет демонстрировать интерес к мистическим преданиям и рассказам, воспроизводя их сюжеты.
Ко второй половине 1880-х годов относится расцвет творчества Цукиока Ёситоси. Он пытается противостоять иностранному влиянию на искусство и обращается к национальным традициям и историческому прошлому Японии. Ёситоси много работает и создаёт одну из наиболее известных своих серий – “Цуки хякуси” (“Сто видов Луны”). Ее сюжеты посвящены событиям средневековой японской истории, запечатленным в танка, хайку, пьесах театров Кабуки и Но, исторических хрониках и преданиях.
Серия “Сто видов Луны” стала попыткой художника возродить интерес к традиционным художественным ценностям. Работа была начата в 1885 году и завершена незадолго до смерти мастера в 1892 году. Серия оказалась настолько популярной, что люди выстраивались в очередь за новыми выпусками. “Сто видов Луны” считается величайшим достижением Цукиоки Ёситоси.