33. Лист из серии “Сто видов Луны. Четыре струны под луной” №98, 1890 г.
Рисовая бумага, ксилография.
Размер: 52 х 41 см (с рамой).
Цукиока Ёситоси (Тайсо Ёситоси) (яп. 月岡芳年; 30 апр. 1839 – 9 июн. 1892) – японский художник. Считается последним великим мастером гравюр в жанре укиё-э.
“Четыре струны под луной”
На гравюре изображен легендарный слепой музыкант Сэми-мару, настраивающий лунным вечером свою лютню. О нем уже рассказывалось в этом сборнике, когда речь шла о придворном Минамото-но Хиромаса, который приходил к городской столичной заставе тайно слушать игру Сэмимару на лютне бива. Однако Сэмимару был не только талантливым музыкантом, но и поэтом. До наших дней дошло несколько его кратких стихотворений. Через заставу, рядом с которой он обосновался, постоянно в оба конца проходило множество народа. Именно здесь провожатые прощались с друзьями и знакомыми. Хиро-маса сочинил по этому поводу следующие строчки:
О дивное место!
Здесь встречи, друзей, расставанья.
Застава Аусака.
Расставания на этой заставе, от названия которой произошел топоним Осака, могли иметь и драматический оттенок, ведь она была первой на далекой дороге, которую предстояло пройти всем отправлявшимся из столицы в ссылку.
К сожалению, про жизнь самого Сэмимару известно совсем мало. По одной версии он был принцем Атсуми – неофициальным сыном императора Уда, который правил страной десять лет – с 887 по 897 год, Сэмимару же – всего лишь прозвище, которое музыкант приобрел под старость. По другой версии он был четвертым сыном императора Дайго, который царствовал вслед за императором Уда – с 897 по 930 год. Образ Сэмима-ру использован в нескольких театральных пьесах, однако кем именно был этот человек, почему он ослеп, и где научился музыке, мы не знаем.
Цукиока Ёситоси – родился в городе Эдо, районе Симбаси в семье зажиточного торговца. При рождении получил имя Овария Ёнэдзиро. В возрасте трёх лет переехал жить к дяде-аптекарю. С пяти лет увлекался живописью и первоначально учился у родного дяди.
В 1850 году, в возрасте 11 лет поступил учеником к одному из крупнейших мастеров японской гравюры Утагава Куниёси, который дал ему имя Ёситоси. Во время обучения Ёситоси концентрировался на копировании техники своего учителя. Куниёси обращал особое внимание на более детализированное и реалистичное изображение объектов. Кроме того, Ёситоси изучал западные стили живописи, знакомясь с коллекцией западных картин, собранной Куниёси.
В 1853 году создал свою первую работу – триптих о морском сражении при Данноура в войне между Тайра и Минамото. В то время, из-за перемен в общественной жизни традиционное искусство укиё-э начало приходить в упадок и Ёситоси новых произведений не создавал вплоть до смерти своего учителя в 1861 году.
Первый успех к художнику пришёл после издания серии гравюр «Сто японских и китайских историй» (яп. 和漢百物語 – вакан хяку моногатари) в 1865 году. Ёситоси и позднее будет демонстрировать интерес к мистическим преданиям и рассказам, воспроизводя их сюжеты.
Ко второй половине 1880-х годов относится расцвет творчества Цукиока Ёситоси. Он пытается противостоять иностранному влиянию на искусство и обращается к национальным традициям и историческому прошлому Японии. Ёситоси много работает и создаёт одну из наиболее известных своих серий – “Цуки хякуси” (“Сто видов Луны”). Ее сюжеты посвящены событиям средневековой японской истории, запечатленным в танка, хайку, пьесах театров Кабуки и Но, исторических хрониках и преданиях.
Серия “Сто видов Луны” стала попыткой художника возродить интерес к традиционным художественным ценностям. Работа была начата в 1885 году и завершена незадолго до смерти мастера в 1892 году. Серия оказалась настолько популярной, что люди выстраивались в очередь за новыми выпусками. “Сто видов Луны” считается величайшим достижением Цукиоки Ёситоси.