Yugen

в галерее Шон
при государственном музее
искусства народов Востока

Как будто аромат душистой сливы
Мне сохранили эти рукава,
Лишь аромат…
Но не вернется та,
Кого люблю,о ком тоскую…

Аривара-но Нарихира

+7-903-969 -58-00

+7-903-000-62-13

на главную
карта сайта
Главная » Галерея » 28. Лист из серии "Сто видов Луны"

28. Лист из серии “Сто видов Луны”

28. Лист из серии "Сто видов Луны"

 

28. Лист из серии “Сто видов Луны. Гидаю пишет предсмертный стих при свете луны” №83, 1890 г.
Рисовая бумага, ксилография.
Размер:  52 х 41 см (с рамой).

Цукиока Ёситоси (Тайсо Ёситоси) (яп. 月岡芳年; 30 апр. 1839 – 9 июн. 1892) – японский художник. Считается последним великим мастером гравюр в жанре укиё-э.

“Гидаю пишет предсмертный стих при свете луны”
Хараки́ри (яп. 腹切り), или сэппуку (яп. 切腹) (букв. «вспарывание живота»), — ритуальное самоубийство методом вспарывания живота, принятое среди самурайского сословия средневековой Японии.
Эта форма самоубийства совершалась либо по приговору как наказание, либо добровольно (в тех случаях, когда была затронута честь воина, в знак верности своему даймё и в иных подобных случаях). Совершая сэппуку, самураи демонстрировали своё мужество перед лицом боли и смерти и чистоту своих помыслов перед богами и людьми. Когда сэппуку должно было совершить лицо, которому не доверяли или которое было слишком опасно либо не желало покончить с собой, ритуальный кинжал (кусунгобу) заменяли веером. Совершающий сэппуку касался веером своего живота, и в этот момент кайсякунин (помощник) обезглавливал его.
“Генерал Акаси Гидаю готовится совершить сэппуку после проигранной битвы за своего господина Акэти Мицухидэ в 1582 году”, фрагмент.
Акаси только что написал свой дзисэй (предсмертный стих, который самураи традиционно сочиняли перед добровольным уходом из жизни), его можно видеть в верхнем правом углу гравюры. Смысл раскрывается довольно просто – автор собирается кровью смыть позор поражения в битве, несмотря на запрет от своего господина, которого он подвёл.

“Намерен я
Вступить в стан непокорных…
А в это время
Всё ярче сияет
Луна летней ночи”

Цукиока Ёситоси – родился в городе Эдо, районе Симбаси в семье зажиточного торговца. При рождении получил имя Овария Ёнэдзиро. В возрасте трёх лет переехал жить к дяде-аптекарю. С пяти лет увлекался живописью и первоначально учился у родного дяди.
В 1850 году, в возрасте 11 лет поступил учеником к одному из крупнейших мастеров японской гравюры Утагава Куниёси, который дал ему имя Ёситоси. Во время обучения Ёситоси концентрировался на копировании техники своего учителя. Куниёси обращал особое внимание на более детализированное и реалистичное изображение объектов. Кроме того, Ёситоси изучал западные стили живописи, знакомясь с коллекцией западных картин, собранной Куниёси.

В 1853 году создал свою первую работу – триптих о морском сражении при Данноура в войне между Тайра и Минамото. В то время, из-за перемен в общественной жизни традиционное искусство укиё-э начало приходить в упадок и Ёситоси новых произведений не создавал вплоть до смерти своего учителя в 1861 году.
Первый успех к художнику пришёл после издания серии гравюр «Сто японских и китайских историй» (яп. 和漢百物語 – вакан хяку моногатари) в 1865 году. Ёситоси и позднее будет демонстрировать интерес к мистическим преданиям и рассказам, воспроизводя их сюжеты.
Ко второй половине 1880-х годов относится расцвет творчества Цукиока Ёситоси. Он пытается противостоять иностранному влиянию на искусство и обращается к национальным традициям и историческому прошлому Японии. Ёситоси много работает и создаёт одну из наиболее известных своих серий – “Цуки хякуси” (“Сто видов Луны”). Ее сюжеты посвящены событиям средневековой японской истории, запечатленным в танка, хайку, пьесах театров Кабуки и Но, исторических хрониках и преданиях.

Серия “Сто видов Луны” стала попыткой художника возродить интерес к традиционным художественным ценностям. Работа была начата в 1885 году и завершена незадолго до смерти мастера в 1892 году. Серия оказалась настолько популярной, что люди выстраивались в очередь за новыми выпусками. “Сто видов Луны” считается величайшим достижением Цукиоки Ёситоси.