34. Лист из серии “Сто видов Луны. Ожидание полной луны” №100, 1891 г.
Рисовая бумага, ксилография.
Размер: 52 х 41 см (с рамой).
Цукиока Ёситоси (Тайсо Ёситоси) (яп. 月岡芳年; 30 апр. 1839 – 9 июн. 1892) – японский художник. Считается последним великим мастером гравюр в жанре укиё-э.
“Ожидание полной луны”
Великий японский поэт XVII века Мацуо Басё, большой мастер коротких стихотворений хайку, много странствовал в своей жизни, черпая вдохновение из картин природы. Порой он путешествовал вместе со своими учениками, но часто бродил и один. При этом на нем был простой светло-коричневый хлопчатобумажный плащ, на боку висела сумка с нехитрыми пожитками и несколькими сборниками поэзии; в одной руке у него был посох, в другой четки, на голове – большая плетеная шляпа. В таком виде Басё легко можно было принять за странствующего монаха. Так однажды и случилось. Легенда рассказывает, что однажды осенью Басё подошел к группе селян, которые сидели прямо на земле, наслаждаясь сиявшей в небе огромной полной луной. При этом они пытались сочинять про нее немудреные хайку. Заметив Басё и приняв его за бродячего монаха, они предложили ему присоединиться к ним и тоже сочинить что-нибудь по случаю. Басё долго отнекивался, а потом произнес первую строчку своего стиха:
Ах, месяц молодой!…
При этом селяне начали смеяться, ведь они думали, что монах ничего не смыслит в хайку, ведь эти стихи надо было сочинять о том, что происходит здесь и сейчас. Басё же с невозмутимы видом продолжил:
Ах, месяц молодой!…
Ведь с той поры я ждал тебя,
О, полная луна!
При этом все слушатели изумленно замолкли, ведь им стало понятно, что перед ними большой мастер хайку. Они стали расспрашивать поэта, кто он и откуда, на что тот скромно ответил: «Меня зовут Басё…»
Цукиока Ёситоси – родился в городе Эдо, районе Симбаси в семье зажиточного торговца. При рождении получил имя Овария Ёнэдзиро. В возрасте трёх лет переехал жить к дяде-аптекарю. С пяти лет увлекался живописью и первоначально учился у родного дяди.
В 1850 году, в возрасте 11 лет поступил учеником к одному из крупнейших мастеров японской гравюры Утагава Куниёси, который дал ему имя Ёситоси. Во время обучения Ёситоси концентрировался на копировании техники своего учителя. Куниёси обращал особое внимание на более детализированное и реалистичное изображение объектов. Кроме того, Ёситоси изучал западные стили живописи, знакомясь с коллекцией западных картин, собранной Куниёси.
В 1853 году создал свою первую работу – триптих о морском сражении при Данноура в войне между Тайра и Минамото. В то время, из-за перемен в общественной жизни традиционное искусство укиё-э начало приходить в упадок и Ёситоси новых произведений не создавал вплоть до смерти своего учителя в 1861 году.
Первый успех к художнику пришёл после издания серии гравюр «Сто японских и китайских историй» (яп. 和漢百物語 – вакан хяку моногатари) в 1865 году. Ёситоси и позднее будет демонстрировать интерес к мистическим преданиям и рассказам, воспроизводя их сюжеты.
Ко второй половине 1880-х годов относится расцвет творчества Цукиока Ёситоси. Он пытается противостоять иностранному влиянию на искусство и обращается к национальным традициям и историческому прошлому Японии. Ёситоси много работает и создаёт одну из наиболее известных своих серий – “Цуки хякуси” (“Сто видов Луны”). Ее сюжеты посвящены событиям средневековой японской истории, запечатленным в танка, хайку, пьесах театров Кабуки и Но, исторических хрониках и преданиях.
Серия “Сто видов Луны” стала попыткой художника возродить интерес к традиционным художественным ценностям. Работа была начата в 1885 году и завершена незадолго до смерти мастера в 1892 году. Серия оказалась настолько популярной, что люди выстраивались в очередь за новыми выпусками. “Сто видов Луны” считается величайшим достижением Цукиоки Ёситоси.