5. Ваза «Дракон с жемчужиной Тама»
5. Ваза «Дракон с жемчужиной Тама»
Бронза, литьё, прочеканка, гравировка, патинирование.
Япония, конец ХIХ века.
Высота – 56,8 см.
Консоль.
Дерево, резьба, лаки.
Япония, XX век.
Высота – 92,5 см, диаметр – 30 см.
Представленная бронзовая ваза дольчатой формы с цилиндрической горловиной, завершающейся раструбом. На горловине прикреплены ажурные ручки и дракон, который выполнен в технике барельефа. Извивающаяся фантастическая рептилия поднимается вверх, устремляясь к жемчужине тама.
В древневосточной мифологии дракон стал олицетворением Неба и мужского начала, а также символом востока, восхода солнца, весны и дождя, Он выступает воплощением деятельной энергии Природы, благодаря которой постоянно совершается циклический процесс зарождения, развития и разрушения всех явлений и вещей. «Он – гений силы и положительного начала. Он – дух перемен, а значит и самой жизни», сказал об этом персонаже известный японский культуролог Окакура Какудзо (1862- 1913). Дракон имеет множество ипостасей.
Изображение дракона получило широкое распространение в японском изобразительном искусстве и специальный термин – га-рю (картина дракона). Позднее образ дракона стал популярен в декоративно – прикладном искусстве.
Дракон как символ высшего потенциала часто изображался в буддийских монастырях – и в росписях на потолках, на внутренних перегородках ( фусума ), а также на храмовой утвари. Дракон, обладающий столь внушительным могуществом, получил новую окраску в искусстве периода Мэйдзи. На волне патриотического подъёма он стал символизировать мощь и величие страны.
Произведение отличается высоким уровнем технологического исполнения и экспрессивной художественной выразительностью. Прекрасное чувство формы, объёмной ритмики в сочетании с символической значимостью позволило мастеру представить в металле очень эффектный, содержательный образ.