285. Парные дворцовые вазы «Самурайские сцены»
285. Парные дворцовые вазы «Самурайские сцены»
Фаянс, лепка, надглазурная роспись золотом и полихромными эмалевыми красками.
Япония, период Мэйдзи(1868-1912)
Сацумские мастерские.
Высота — 124 см.
Экспертное заключение.
Представленные произведения являються характерным образцом экспортной продукции эпохи Мэйдзи. В это время Япония активно вышла на мировой рынок со своими художественными изделиями, которые пользовались большим спросом в Старом и Новом свете. Устойчивой моде на «всё восточное» способствовали магия экзотики, многообразие видов декоративно-прикладного искусства и высочайший уровень мастерства, отличающий не только авторские вещи, но и образцы ремесленного производства.
В области керамики лидирующее положение заняли изделия Сацума, которые стали своего рода символом японской керамики периода Мэйдзи. Название происходит от княжества Сацума, расположенного в южной оконечности острова Кюсю (совр. префектура Кагосима). Гончарные мастерские этого района существовали уже в середине XVII века.
Декорация, как и форма обоих ваз идентична. Композиционное решение парных изделий выполнено в виде двух картушей, на одном из них изображены самурайские сцены эпохи Сэнгокудзидай (эпоха воюющих провинций), а на другой стороне – герои китайского романа XIV века «Троецарствие», чрезвычайно популярного в Японии.
Для работ японских живописцев по керамике конца ХIX- начала XX вв. были характерны творческие поиски, что убедительно демонстрирует указанные произведения. Мастер объединил символы Японии и Китая, природу, истрию, мифологию в декорации данных ваз.
Вазы выполнены на высоком художественном уровне, имеют культурно-историческую ценность, представляют интерес для частных и музейных собраний.