66. Ваза “Самурайские сцены”
66. Ваза “Самурайские сцены”
Фаянс, лепка, роспись золотом и полихромными эмалевыми красками.
Япония, период Мэйдзи (1868-1912) конец XIX века.
Киото, тип сацума.
Мастер Нисида.
Высота – 96 см.
Экспертное заключение.
Декор вазы выполнен в сложной технике кинрандэ – специфического плетения золотого и красочного слоя с эффектом парчи. На горле расположены два больших картуша с изображением играющих детей. Подобные изделия имели благопожелательный смысл – были пожеланием богатых и знатных сыновей. Переход от горла к тулову акцентирован большим декоративным и полосой выпуклого лепесткового орнамента. Само тулово украшают два больших картинных картуша с самурайскими сценами. Пространство между ними заполнено фрагментами разных узоров – так называемой «мозаикой орнаментов».
На внутреннем ободке подставки помещена иероглифическая надпись: Дай Нихон Кунихару Нисида сэй. Она свидетельствует, что ваза выполнена киотским мастером Нисида в период Мэйдзи (1868-1912). Его работы отличались применением сложных технических приемов. В этой вазе использована техника точечного наложения эмалей, секреты которой казались утраченными уже к концу первой четверти ХХ века. Разнообразием приемов отличается и позолота: от распыления золотой пудры до послойного нанесения золота и инкрустации золотой фольгой.
Для работ японских живописцев по керамике конца ХIX- начала XX в. были характерны творческие поиски, что убедительно демонстрирует указанные произведения. Мастер объединил сюжеты из жизни средневековой Японии и древнего Китая, природу и мифологию в декорации данных ваз.
Пышно декорированные, эффектные фаянсы в стиле сацума имели большой успех у европейских любителей японского искусства – их художественный облик отвечал представлениям о далекой экзотической стране. В парадных и библиотеках особняков знати нередко можно было увидеть сияющие золотом вазы, созданные в стиле сацума.
Ваза выполнена на высоком художественном уровне, имеет культурно-историческую ценность, представляет интерес для частных и музейных собраний.