274. Ваза «Фениксы и драконы»
274. Ваза «Фениксы и драконы»
Латунь, полихромные перегородчатые эмали.
Япония, конец XIX века.
Высота – 120 см.
Настоящее изделие является образцом японского художественного металла, декорированного в технике перегородчатых эмалей, или клуазонэ (от фр. Клуазон – перегородка).
Это ваза с вытянутой балясиной формой тулова и покатым оплечьем, плавно переходящим в цилиндрическое горло, с расширяющимся раструбом. Изделие имеет латунную основу, полностью покрытую полихромными опаковыми эмалями методом юсэн, при котором из тонкой проволоки создавались перегородки, соответствующие контурам рисунка. После этого каждая ячейка заполнялась цветной пастообразной эмалью и запекалась в печи по степени тугоплавкости. В дальнейшем изделия шлифовали и тщательно полировали до блеска. Эта работа являлась довольно сложной и трудоемкой, занимала большое количество времени.
Птица Хоо (Феникс) – одно из божественных животных, известных в культуре всех четырех частей света. В отличие от западного Феникса, она не рождается вновь из своего пепла, а появляется раз в тысячу лет. Она ест только семена бамбука и садится только на ветви дерева кири. Считалось, что появление Хоо благоприятствует рождению добродетельного императора, или приходу в мир великого философа.
Изображение дракона получило широкое распространение в японском изобразительном искусстве и специальный термин – га-рю (картина дракона). Позднее образ дракона стал популярен в декоративно – прикладном искусстве. Дракон как символ высшего потенциала часто изображался в буддийских монастырях – и в росписях на потолках, на внутренних перегородках (фусума), а также на храмовой утвари. Дракон, обладающий столь внушительным могуществом, получил новую окраску в искусстве периода Мэйдзи. На волне патриотического подъёма он стал символизировать мощь и величие страны.
Произведение выполнено на высоком художественном уровне, имеет культурно – историческую и антикварную ценность, представляет коллекционный и музейный интерес.