115. Парные вазы «Орлы у подножья гор»
115. Парные вазы «Орлы у подножья гор»
Фаянс, роспись золотом и полихромными эмалевыми красками.
Япония, период Мэйдзи (1868-1912)
Мастерские: Сацума.
Высота — 43 см.
Экспертное заключение.
Представленные произведения являються характерным образцом экспортной продукции эпохи Мэйдзи (1868-1912). В это время Япония активно вышла на мировой рынок со своими художественными изделиями, которые пользовались большим спросом в Старом и Новом свете. Устойчивой моде на «всё восточное» способствовали магия экзотики, многообразие видов декоративно-прикладного искусства и высочайший уровень мастерства, отличающий не только авторские вещи, но и образцы ремесленного производства.
Форма обоих ваз идентична, тулова овоидной формы с невысокими горловинами, заканчивающиеся небольшими раструбами. Композиционное решение парных изделий выполнено в виде круговой картины, на классический мотив «катё – га» (цветы и птицы). На передней стороне крупным планом изображены орлы у подножья гор. Орел – солярный символ, являющийся атрибутом солнечных богов во многих культурах, полуденное солнце, духовное начало, высота, вознесение, освобождение от уз, отвага, победа, гордость, апофеоз, величие, царственное происхождение, власть, сила. Орел связан со стихиями воздуха и огня; он царь в воздушном пространстве, как лев — царь зверей на земле. Птица посвящения, посланник богов, он соединяет земную и небесную сферы. На оборотной стороне изображены летящие птицы над бурлящими волнами.
Вазы выполнены на высоком художественном уровне, имеют культурно-историческую ценность, представляют интерес для частных и музейных собраний.