124. Вазы парные «Праздничные гуляния»
Фаянс, надглазурная роспись по синему кобальту золотом и полихромными эмалевыми красками.
Япония, период Мэйдзи (1868-1912)
Сацумские мастерские.
Марка: Дай Нихон Мэйдзан дзо.
Общая высота — 45 см.
Экспертное заключение.
Представленные произведения являются характерным образцом экспортной продукции эпохи Мэйдзи. В это время Япония активно вышла на мировой рынок со своими художественными изделиями, которые пользовались большим спросом в Старом и Новом свете. Устойчивой моде на «всё восточное» способствовали магия экзотики, многообразие видов декоративно-прикладного искусства и высочайший уровень мастерства, отличающий не только авторские вещи, но и образцы ремесленного производства.
В области керамики лидирующее положение заняли изделия cацума, которые стали своего рода символом японской керамики периода Мэйдзи. Название происходит от княжества Сацума, расположенного в южной оконечности острова Кюсю (совр. префектура Кагосима). Гончарные мастерские этого района существовали уже в середине XVII века.
Декорация, как и форма обоих ваз идентична. Композиционное решение парных изделий выполнено в виде круговых композиций, на которых изображены народные гуляния, по поводу одного из синтоистских праздников на фоне ландшафта.
На донышке вазы в красном прямоугольнике золотом нанесена иероглифическая надпись: «Дай Нихон Мэйдзан дзо»(Великая Япония Мэйдзан создал). Маркировка свидетельствует, что ваза принадлежат к группе изделий кё-сацума, то есть киотосского фаянса в стиле сацума и создана одним из известных мастеров по росписи по фаянсу — Мэйдзан.
Ябу Мэйдзан (1853–1934) открыл свою мастерскую эцукэ в Осаке в начале 1880 года, то есть в то время, когда начинающийся спад экспорта уже порождал призывы к возвращению к японским традициям. Он обучался в Авадзи, а в год своего переезда в Осаку расширил свои знания о сацумской живописи, посетив Токио. В 1885 году он получил бронзовую медаль на четырнадцатой Киотской выставке, а к 1888 году экспортировал товары в США. Он выставлял свои работы на всех крупных международных выставках с 1889 года в Париже по 1915 год в Сан-Франциско, а также на национальных промышленных выставках. Ябу Мэйдзан не перенимал элементы школы сидзё и других традиционных школ японской живописи до 1900 года, позже, чем большинство его коллег-керамистов.
Формы изделий Ябу Мэйдзан заметно сдержаны по сравнению с большинством изделий Сацумы. Вследствие китайско-японской традиции, большинство его ваз, например, лишены ручек и других аппликационных элементов, в то время как его кõро изображают только одного льва, а крышки его сосудов просты в своей цилиндрической или куполообразной форме. Иногда Ябу Мэйдзан делает уступки «экзотической» ауре, требуемой западными вкусами, например, в некоторых курильницах и в широкой, плоской овальной вазе с изогнутым, чрезвычайно узким основанием и сравнительно узким, коротким горлышком.