153. Ваза «Карако и цветы»
153. Ваза «Карако и цветы»
Фаянс, художественное моделирование, роспись золотом и полихромными эмалевыми красками.
Япония, период Мэйдзи (1868 — 1912)
Мастерские: Сацума.
Мастер: Кинкодзан.
Высота — 34 см, (с подставкой — 37,5 см).
Представленное произведение является характерным образцом экспортной продукции эпохи Мэйдзи. В это время Япония активно вышла на мировой рынок со своими художественными изделиями, которые пользовались большим спросом в Старом и Новом свете. Устойчивой моде на «всё восточное» способствовали магия экзотики, многообразие видов декоративно-прикладного искусства и высочайший уровень мастерства, отличающий не только авторские вещи, но и образцы ремесленного производства.
В области керамики лидирующее положение заняли изделия сацума, которые стали своего рода символом японской керамики периода Мэйдзи. Название происходит от княжества Сацума, расположенного в южной оконечности острова Кюсю (совр. префектура Кагосима). Гончарные мастерские этого района существовали уже в середине XVII века.
Карако в японской мифологии — это образ китайского ребёнка, который изначально символизировал пожелание многочисленного потомства, а позже стал восприниматься как благожелательный символ, приносящий удачу, счастье и богатство.
На донышке вазы золотом нанесена иероглифическая надпись: Кинкодзан дзо. Маркировка свидетельствует, что ваза принадлежат к группе изделий кё-сацума, то есть киотосского фаянса в стиле сацума и создана в мастерской Кинкодзана VII (Кобаяси Собэй 1868-1927), собравшего под своим руководством целую плеяду талантливейших декораторов. Работы Кинкодзана VII пользовались колоссальным успехом у западных любителей японского искусства.