157. Ваза «Самурайские сцены»
157. Ваза «Самурайские сцены»
Фаянс, роспись золотом и полихромными эмалевыми красками.
Япония, конец XIX века.
Мастерские Сацума.
Высота — 63 см.
Экспертное заключение.
Представленное произведение являеться характерным образцом экспортной продукции эпохи Мэйдзи (1868-1912). В это время Япония активно вышла на мировой рынок со своими художественными изделиями, которые пользовались большим спросом в Старом и Новом свете. Устойчивой моде на «всё восточное» способствовали магия экзотики, многообразие видов декоративно-прикладного искусства и высочайший уровень мастерства, отличающий не только авторские вещи, но и образцы ремесленного производства.
Композиционное решение выполнено в виде двух картушей, на которых с лицевой стороны изображены сцены из жизни самураев – японской аристократической знати средневековья. На оборотной стороне изображена сцена Троецарствие (кит. трад. 三國演義, упр. 三国演义, пиньинь) — китайский роман, предположительно написанный в XIV веке, повествующий о событиях перед и во время эпохи Троецарствия в Китае (конец II века — III век), когда Империя Хань распалась на три государства: Вэй, Шу и У. Автором романа является Ло Гуаньчжун (прибл. 1330—1400 гг), создавший произведение по летописным записям придворного историка Чэнь Шоу.
Для работ японских живописцев по керамике конца ХIX- начала XX в. были характерны творческие поиски, что убедительно демонстрирует указанные произведения. Мастер объединил сюжеты из жизни средневековой Японии и древнего Китая, природу и мифологию в декорации данных ваз.
Пышно декорированные, эффектные фаянсы в стиле сацума имели большой успех у европейских любителей японского искусства – их художественный облик отвечал представлениям о далекой экзотической стране. В парадных и библиотеках особняков знати нередко можно было увидеть сияющие золотом вазы, созданные в стиле сацума.
Ваза выполнена на высоком художественном уровне, имеет культурно-историческую ценность, представляет интерес для частных и музейных собраний.