169. Ваза “Сэннин Басико врачует дракона”
Фарфор, надглазурная роспись золотом и железными красителями.
Япония, период Мэйдзи (1868-1912).
Мастерские: Кутани.
Подпись мастера..
Высота — 67,5 см.
Настоящее изделие представляет собой образец японского художественного фарфора, выполненного в мастерских Кутании, предназначенного для экспонирования на Всемирных выставках, проходящих в конце XIX – начало ХХ веков, в которых Япония принимала активное участие.
Название Кутани переводится как «девять долин», потому что место, где находилась деревня, действительно представляет собой девять долин, зажатых горами. Когда-то этот домен принадлежал могущественному и богатому клану Маэда, состоявшему в родстве с самим сёгуном. Глава семьи – Тосихару Маэда занимался очень важными для Японии морскими перевозками, а также владел золотоносным прииском в горах Яманака. Именно наличие кварцевого туфа, спутника золота, способствовало развитию фарфорового производства в Кутани. Использование кварца для производства фарфора Кутани связано с именем алхимика Гото Сэйдзиро, который ранее был направлен в местечко Арита, чтобы досконально изучить технологию фарфорового производства. Арита в префектуре Сага, что расположена на острове Кюсю, уже славилась изготовлением одноименного фарфора.
На данной вазе изображена история, в которой даосский ветеринар Ма Сихуан (или Басико по-японски) лечит больного дракона. Мастер-лошадь во времена легендарного правления Желтого Императора. Как повествует данная история, Басико был настолько искусным, что мог точно предсказать продолжительность жизни лошади, просто взглянув на нее. По сюжету он исцеляет больного дракона, и этот момент запечатлен здесь. Басико сидит и спокойно ждет пока дракон выходит из темных облаков, чтобы его лечили.
Изображение дракона получило широкое распространение в японском изобразительном искусстве и специальный термин – га-рю (картина дракона). Позднее образ дракона стал популярен в декоративно – прикладном искусстве.
Дракон как символ высшего потенциала часто изображался в буддийских монастырях – и в росписях на потолках, на внутренних перегородках (фусума), а также на храмовой утвари. Дракон, обладающий столь внушительным могуществом, получил новую окраску в искусстве периода Мэйдзи. На волне патриотического подъёма он стал символизировать мощь и величие страны.
Птица Хоо ( Феникс) – одно из божественных животных, известных в культуре всех четырех частей света. В отличие от западного Феникса, она не рождается вновь из своего пепла, а появляется раз в тысячу лет. Она ест только семена бамбука и садится только на ветви дерева кири. Считалось, что появление Хоо благоприятствует рождению добродетельного императора или приходу в мир великого философа.