194. Ваза “Тыква – горлянка с драконом”
194. Ваза “Тыква – горлянка с драконом”
Фаянс, лепка, надглазурная розпись золотом и эмалевыми красителями.
Япония период Мэйдзи (1868 – 1912)
Сацумские мастерские.
Высота – 47 см.
Экспертное заключение.
Представленное произведение является характерным образцом экспортной продукции эпохи Мэйдзи. В это время Япония активно вышла на мировой рынок со своими художественными изделиями, которые пользовались большим спросом в Старом и Новом свете. Устойчивой моде на «всё японское» способствовали магия экзотики, многообразие видов декоративно-прикладного искусства и высочайший уровень мастерства, отличающий не только авторские вещи, но и образцы ремесленного производства.
В области керамики лидирующее положение заняли изделия Сацума, которые стали своего рода символом японской керамики периода Мэйдзи. Название происходит от княжества Сацума, расположенного в южной оконечности острова Кюсю (совр. префектура Кагосима). Гончарные мастерские этого района существовали уже в середине 17 века.
Данное изделие представляет собой изящную вазу в виде тыквы горлянки. Туловище вазы обвивает дракон, который выполнен в технике барельефа и горельефа. Фантастическая рептилия запечетлена извивающейся над кустом цветов.
В древневосточной мифологии дракон стал олицетворением Неба и мужского начала, а также символом востока, восхода солнца, весны и дождя, Он выступает воплощением деятельной энергии Природы, благодаря которой постоянно совершается циклический процесс зарождения, развития и разрушения всех явлений и вещей. «Он – гений силы и положительного начала. Он – дух перемен, а значит и самой жизни», сказал об этом персонаже известный японский культуролог Окакура Какудзо (1862- 1913).