201. Ваза «Сокол на ветке сосны»
201. Ваза «Сокол на ветке сосны»
Фаянс, роспись золотом и полихромными эмалевыми красками.
Япония, конец XIX века.
Мастерские: Сацума.
Высота — 45 см.
Представленное произведение является характерным образцом экспортной продукции эпохи Мэйдзи. В это время Япония активно вышла на мировой рынок со своими художественными изделиями, которые пользовались большим спросом в Старом и Новом свете. Устойчивой моде на «всё восточное» способствовали магия экзотики, многообразие видов декоративно-прикладного искусства и высочайший уровень мастерства, отличающий не только авторские вещи, но и образцы ремесленного производства.
В области керамики лидирующее положение заняли изделия сацума, которые стали своего рода символом японской керамики периода Мэйдзи. Название происходит от княжества Сацума, расположенного в южной оконечности острова Кюсю (совр. префектура Кагосима). Гончарные мастерские этого района существовали уже в середине XVII века.
Така たか называют японцы всех пернатых, рода соколиных. Они известны с доисторических времен. Самураи и представители знати разводили этих птиц, использовали их изображения в качестве герба – мона.
Перо соколиных считалось признаком воинской доблести. Его использовали для демонстрации своей принадлежности к роду, овеянному доблестью. Впоследствии изображение ястреба стали использовать семейства, не имеющие мона. Из-за этого птица оказалась среди неофициальных символов страны.
В Японии сосна, или «мацу» (松の木), имеет те же символические значения, что и в Китае: долголетие, добродетель, молодость, а также мужественность и силу. «Мацу» по-японски означает «ожидание, когда души богов спустятся с небес». В древних синтоистских верованиях считалось, что боги взошли на Небо по стволу высокой сосны, и живут на красивой вулканической горе в исполинских древних деревьях.