209. Ваза «Павлины и цветы»
209. Ваза «Павлины и цветы»
Фаянс, надглазурная роспись золотом и эмалевыми красками.
Япония, период Мэйдзи (1868 — 1912).
Мастерские: Сацума.
Подпись мастера.
Высота — 36 см.
Представленное произведение является характерным образцом экспортной продукции эпохи Мэйдзи. В это время Япония активно вышла на мировой рынок со своими художественными изделиями, которые пользовались большим спросом в Старом и Новом свете. Устойчивой моде на «всё восточное» способствовали магия экзотики, многообразие видов декоративно-прикладного искусства и высочайший уровень мастерства, отличающий не только авторские вещи, но и образцы ремесленного производства.
В области керамики лидирующее положение заняли изделия сацума, которые стали своего рода символом японской керамики периода Мэйдзи. Название происходит от княжества Сацума, расположенного в южной оконечности острова Кюсю (совр. префектура Кагосима). Гончарные мастерские этого района существовали уже в середине XVII века.
Павлин в символизме — сияющая слава, бессмертие, величие, неподкупность, гордость. Сверкающее великолепие хвоста самца павлина — причина сравнения его с бессмертными богами, а следовательно, с бессмертием. Во многих странах павлин считался королевской птицей. В то же время павлиний хвост, усеянный «глазами», с древности обозначал космос и звездное небо и соответственно является эмблемой гордости, бессмертия, красоты и бесстрашия. Павлин считается также символом мудрости. Из наблюдения, что мясо павлина не гниет, выросло убеждение в том, что павлин символизирует бессмертие, потому что духовная природа человека подобно плоти этой птицы, не поддается распаду.