226. Вазы парные «Драконы»
226. Вазы парные «Драконы»
Фарфор, глазурь в цветовой гамме «селадон», скульптурная лепка.
Япония, начало ХХ века.
Высота — 57 см.
Представленные произведения являются характерным образцом экспортной продукции эпохи Мэйдзи (1868-1912). В это время Япония активно вышла на мировой рынок со своими художественными изделиями, которые пользовались большим спросом в Старом и Новом свете. Устойчивой моде на «всё восточное» способствовали магия экзотики, многообразие видов декоративно-прикладного искусства и высочайший уровень мастерства, отличающий не только авторские вещи, но и образцы ремесленного производства.
Дракон, пожалуй, самый известный символ процветания и богатства. Он охраняет сокровища, служит символом плодородия. Дракон олицетворяет силу и великодушие, мужество и выносливость, счастье и благополучие, удачу и творческие способности.
Изображение дракона получило широкое распространение в японском изобразительном искусстве и специальный термин – га-рю (картина дракона). Позднее образ дракона стал популярен в декоративно – прикладном искусстве. Дракон как символ высшего потенциала часто изображался в буддийских монастырях – и в росписях на потолках, на внутренних перегородках (фусума), а также на храмовой утвари. Дракон, обладающий столь внушительным могуществом, получил новую окраску в искусстве периода Мэйдзи. На волне патриотического подъёма он стал символизировать мощь и величие страны.