Yugen

в галерее Шон
при государственном музее
искусства народов Востока

Как будто аромат душистой сливы
Мне сохранили эти рукава,
Лишь аромат…
Но не вернется та,
Кого люблю,о ком тоскую…

Аривара-но Нарихира

+7-903-000 -62-13

+7-903-969-58-00

на главную
карта сайта
Главная » Галерея » 353. Ваза "Цветущая слива"

353. Ваза «Цветущая слива»

353. Ваза "Цветущая слива"

 

353. Ваза «Цветущая слива»
Фаянс, надглазурная роспись золотом и полихромными эмалевыми красками.
Япония, период Мэйдзи (1868-1912).
Сацумские мастерские.
Мастер: Асано Байдо (1816-1880).
Высота — 44.5 см, ( 54,5 см с подставкой).
Экспертное заключение: Государственного музея Востока.

Настоящее изделие является образцом экспортной фаянсовой продукции Японии, выполненной в знаменитых печах исторической провинции Сацума (совр. префектура Кагосима), во второй половине XIX века.

Это — ваза с шаровидным слегка приплюснутым туловом и высоким цилиндрическим горлом. Развернутая по тулову круговая композиция выполнена на излюбленный в японском искусстве сюжет. На традиционном для изделий типа сацума светлом кремовом фоне с тончайшей паутинкой кракле изображено пышно цветущее дерево сливы (умэ). В разные стороны от ствола старого дерева тянутся пышно цветущие ветви. Живопись выполнена в условной манере: ярко- синий ствол с золотыми прописями и красные цветы с золотой серединкой, что позволило декоратору придать росписи ослепительную декоративность. Слива — то редкое дерево, которое расцветает, когда еще идет снег. Для японцев оно олицетворяет стойкость, жизнелюбие, ассоциируется с благородным человеком, который стойко преодолевает жизненные трудности и невзгоды. Сливу часто изображали японские живописцы, воспевали поэты.

Ворон-скиталец,
Взгляни,
Где гнездо твое старое?
Всюду слива в цвету.
Басё (1644-1694).

Горло вазы акцентировано узором «крыло цикады», где на темно- синем фоне воспроизведены розетки хризантем. по краю устья размещена полоса орнамента сиппо- цунаги (букв. «связанные хвосты»).

На донышке вазы синим нанесен мон симадзу (герб правителя провинции сацума), три иероглифа золотом и печать красным: картина байдо, что можно перевести как «павильон сливы». Этот псевдоним принадлежит самураю и живописцу Асано Байдо (настоящее имя Асано Нагаёси, 1816-1880). Он происходил из клана Асано, занимал ответственные посты на службе сёгуната Токугава. В 1859г. он был отправлен в отставку за несогласие с правительством. Оставшиеся годы Асано посвятил искусству: был уникальным знатоком китайской живописи, занимался живописью — принадлежал к кругу художников-интеллектуалов. Живописец создал несколько альбомов с образцами рисунков для создания фаянсов сацума.

Вазы, созданные Асано Байдо или по рисункам художника, встречаются крайне редко. Данный образец, созданный на высоком художественном и технологическом уровне, может быть украшением музейной коллекции.