36. Ваза «Цапли и сосны»
36. Ваза «Цапли и сосны»
Фарфор роспись железными красителями.
Япония, начало ХХ века.
Мастерские: Фукагава.
Высота — 32.5 см.
Представленное изделие являеться высокохудожественным образцом японской фарфоровой продукции эпохи Мэйдзи. В это время Япония активно вышла на мировой рынок со своими художественными изделиями, которые пользовались большим спросом в Старом и Новом свете. Устойчивой моде на «всё японское» способствовали магия экзотики, многообразие видов декоративно-прикладного искусства и высочайший уровень мастерства.
Для работ японских живописцев по фарфору конца ХIX- начала XX в. были характерны творческие поиски, что убедительно демонстрирует указанные произведения. Они расписаны в стиле классической полихромной живописи кобальтом и железными красителями, принадлежат известным мастерским Фукагава в регионе Арита.
Фукагава Коранся, ориентировались на производство дорогих изделий для клиентов с утончённым вкусом. Они были поставщиками Императорского двора и богатых феодалов (даймё). К 1890- тым годам продукция Фукагава в западном стиле стала популярна в Японии и пользовалась большим спросом, а также на Западе. Пользуясь огромным спросом на мировом рынке, компания Fukagawa дорожила своей репутацией и честью представлять свою страну на международных выставках, всегда показывала товар самого высокого художественного уровня и наилучшего качества. Подтверждением этого является множество предметов в музейных и частных собраниях.
Цапля солярная птица, имеющая много общего с журавлем и аистом. Кроме того, символизирует бдительность и спокойствие. Это птица вод. В буддизме и даосизме принимает символизм журавля. В китайской и японской символике белая цапля, ассоциируясь с черной вороной, образует противопоставление инь-ян, солярного и лунного, света и тьмы, существа серьезного, и молчаливого (мыслителя), и другого, зловредного и болтливого. Цапля олицетворяет такт и деликатность, так как она взлетает, не замутив воды. В искусстве она ассоциируется с ивой.