14. Панно вышивка «Фазан и хризантемы»
Вышивка шелком по ткани.
Япония, конец XIX века.
Размеры: высота — 80,5 см, ширина — 54 см, (с рамой).
Вышивка представляет характерный образец текстиля конца XIX начала XX вв. В последней трети XIX века, Япония стала активным участником международных выставок, где представляла произведения разных видов декоративно-прикладного искусства, в числе которых были и разнообразные вышивки. Используя традиционные приемы вышивания, с раннего времени (с VII-VIII вв) применяемые, в первую очередь, для декорирования одежды, мастера периода Мэйдзи (1868-1912), стали создавать эффектные живописные композиции в виде самостоятельных произведений, т.е. вышитые изделия стали станковыми произведениями. Появился новый термин бидзюцу оримоно («текстильное искусство»).
Фазан на Дальнем Востоке- это эмблема почета, знак отличия человека, успешно продвигающегося по служебной лестнице. Кроме того, в Японии эту птицу считали «исконно японской», ее воспевали в поэзии со времен первой антологии: «Собрание мириад листьев» (8-ой век), в которой были собраны стихи многих поколений поэтов и жемчужины народного творчества – песни землепашцев, рыбаков, простых людей. Фазан считался священной птицей, связанной с семьей, родительской заботой. Его голос напоминал о родном доме, его называли «ночным журавлем», что означало «пожелание долголетия родному гнезду». Народное поверье приписывало ему способность поедать змей, а аристократы любовались его красотой.
В сознании японцев неразделимы хризантема и Солнце. Обозначающие эти понятия слова — омонимы, они звучат одинаково — «кику» и изображаются одним иероглифом. Так что главный цветок Японии назван именем светила, от которого, по легенде, ведет свою историю японский народ. Весьма почетное место отведено хризантеме и в государственной символике. Предположительно с VII века, когда рисунок хризантемы украсил клинок микадо, она считается эмблемой японских императоров.