147. Пара панно “Журавли”
147. Пара панно “Журавли”
Вышивка шелком по ткани.
Япония, кон. XIX в.
Размеры: высота – 110.5 см, ширина – 44 см, (с рамой).
Экспертное заключение.
Вышивка представляет характерный образец текстиля XIX начала XX вв. В последней трети XIX в. Япония стала активным участником международных выставок, где представляла произведения разных видов декоративно-прикладного искусства, в числе которых были и разнообразные вышивки. Используя традиционные приемы вышивания, с раннего времени (с 7-8 вв) применяемые, в первую очередь, для декорирования одежды, мастера периода Мэйдзи стали создавать эффектные живописные композиции в виде самостоятельных произведений, т.е. вышитые изделия стали станковыми произведениями. Появился новый термин бидзюцу оримоно («текстильное искусство»). Главным центром создания художественного текстиля стал Киото, где с раннего времени развивалось производство изготовления шёлка и парчи. Основными формами были ширмы и панно, которые хорошо смотрелись в парадных интерьерах (как европейских, так и японских), больших выставочных помещениях и отвечали вкусам западных зрителей и покупателей. Вышитые ширмы и панно составляли значительную часть японской экспортной продукции, которая пользовалась большим спросом на Западе.
Тантёдзуру – красноголовый японский журавль (танте означает “красная голова”)- с давних времен был неотъемлемым атрибутом японской культуры, символизируя долголетие и процветание. Журавли как образ и тема встречаются практически во всех видах традиционных японских искусств. У японцев есть популярная присказка-пожелание: “Журавль живет тысячу лет, черепаха – десять тысяч лет”. Она сократилась до названий этих животных, произносимых как одно слово – цурукамэ, что означает пожелание долгой жизни.
Изображения журавлей, за их величественную красоту, очень часто используются как украшения на предметах быта, в памятных знаках и эмблемах. На почтовых марках, выпускаемых к торжественным событиям, одним из элементов композиций часто является журавль.