2. Панно триптих «Цапли в камышах»
2. Панно триптих «Цапли в камышах»
Вышивка шелковыми нитями по тканной основе.
Япония, конец XIX века.
Размеры: высота — 35 см, ширина — 65,5 см, (размеры с рамками).
Вышивка представляет характерный образец текстиля конца XIX начала XX вв. В последней трети XIX века, Япония стала активным участником международных выставок, где представляла произведения разных видов декоративно-прикладного искусства, в числе которых были и разнообразные вышивки. Используя традиционные приемы вышивания, с раннего времени (с VII-VIII вв) применяемые, в первую очередь, для декорирования одежды, мастера периода Мэйдзи (1868-1912), стали создавать эффектные живописные композиции в виде самостоятельных произведений, т.е. вышитые изделия стали станковыми произведениями. Появился новый термин бидзюцу оримоно («текстильное искусство»).
Цапля солярная птица, имеющая много общего с журавлем и аистом. Кроме того, символизирует бдительность и спокойствие. Это птица вод. В буддизме и даосизме принимает символизм журавля. В китайской и японской символике белая цапля, ассоциируясь с черной вороной, образует противопоставление инь-ян, солярного и лунного, света и тьмы, существа серьезного, и молчаливого (мыслителя), и другого, зловредного и болтливого. Цапля олицетворяет такт и деликатность, так как оно взлетает, не замутив воды. В искусстве она ассоциируется с ивой.