82. Стриженный бархат “Тигры”
82. Стриженный бархат “Тигры”
Ткань, стриженный бархат, тушь, подкраска.
Япония, кон. XIX – нач ХХ в.
Размеры 155 х 99 см с рамой.
Экспертное заключение.
Произведение представляет образец текстильного производства периода Мэйдзи. В последней трети XIX века Япония стала активным участником международных выставок, где представляла произведения разных видов декоративно прикладного искусства, в том числе и разнообразный художественный текстиль. Основными формами были ширмы и панно, которые хорошо смотрелись в больших выставочных помещениях и соответствовали вкусам западных зрителей. Наряду с вышитыми изделиями большой популярностью пользовались произведения, выполненные в технике биродо юдзэн (окрашенный бархат), получивший на Западе название «стриженый бархат».
Бархат в Японию попал из Европы через Китай ещё в XVI веке. В то время он был очень дорогим материалом и был доступен только высшей знати. В XVIII веке бархат вошёл в круг тканей, используемых состоятельными гражданами. В 1878 году Нисимура Содзаэмон, владелец известного текстильного производства в Киото, стремясь разнообразить ассортимент выпускаемой продукции, стал использовать технику биродо юдзэн для создания текстильных панно с картинами похожими на живопись. На поверхности бархата вручную рисовалось изображение, включая обшитые нитями участки, которые потом выстригались. В результате появилось оригинальное произведение с рельефным эффектом. В этой технике воспроизводились картины художников прошлого времени, делались оригинальные эскизы, но особенное излюблены были пейзажи современных японских живописцев, соединявших в своем творчестве национальные и европейские живописные приёмы. Воспроизводились, чаще всего, отечественные пейзажи пасторального характера, которые должны были знакомить зарубежных покупателей с японскими реалиями. Техника «стриженого бархата» позволяла создавать своеобразные, порой очень выразительные изображения. К таковым относится и представленное панно.
Японский пейзаж представлен в европеизированном варианте – линейная перспектива, очень высокие деревья, напоминающие опять же европейскую живопись, конкретная жанровость – воспроизведение большого пространства с подробными деталями.
На островах Японии этот хищник не встречается. Из-за изоляции в течение двух столетий никто из японцев не мог увидеть его вживую. О существовании зверя знали лишь из китайских книг и свитков. Японские живописцы полюбили это великолепное животное и изображали его очень часто. Из-за отсутствия натуры они давали волю воображению. Их тигры получались более фантастическими и харизматичными, по сравнению с близкими к правде творениями китайских мастеров.