Yugen

в галерее Шон
при государственном музее
искусства народов Востока

Как будто аромат душистой сливы
Мне сохранили эти рукава,
Лишь аромат…
Но не вернется та,
Кого люблю,о ком тоскую…

Аривара-но Нарихира

+7-903-969 -58-00

+7-903-000-62-13

на главную
карта сайта
Главная » Искусство Востока » "Мастерские Кутани"

“Мастерские Кутани”

Кутани (яп. 九谷焼) — вид японского фарфора, который изготавливался в городе Кага, современная территория префектуры Исикава. Керамика Кутани также носит название «Старая Кутани», которым принято называть фарфоровые изделия, декорированные надглазурной росписью.

В 1655 году, после обнаружения каолина и кварца в княжестве Дайсёдзи (англ.), даймё Маэда Тосихару (англ.) приказал создать две мастерские для изготовления фарфора с надглазурной росписью для проведения чайных церемоний. В 1661 году, когда готовая продукция не оправдала ожиданий, преемник Тосихару отправил своего вассала Гото Сайдзиро в город Арита, чтобы тот изучил техники производства фарфора, практиковавшихся там[1]. Производилось два типа изделий: фарфор аотэ (яп. 青手), у которого вся поверхность предмета покрывалась краской желтого, или реже, фиолетового оттенка; и многоцветный фарфор ироэ (яп. 色絵) с оттенками зеленого, желтого, голубого, красного и марганцевого цветов. Сама методика цветной росписи посуды в Кутани была значительным образом заимствована у мастеров из Киото, работавших в стиле кё-яки, в свою очередь почерпнувших эти навыки в Китае[2]. Также роспись была вдохновлена школами Кано и Тоса, работами гончаром эпохи Мин и Цин.

В период 1670—1710 годов производство в мастерских остановилось по неизвестным причинам. Археологические данные из окрестностей мастерских дают основания сомневаться в том, фарфор ко-кутани действительно производился в окрестностях Кага, а последние исследования показывают, что ко-кутани на самом деле производили в Арите по указанию семьи Маэда[3], так как неглазированные черепки из Кутани сильно отличались по стилю от местной керамической продукции. В течение следующего столетия в Кага производили различные изделия высокотемпературной керамики, а также керамику раку, но не фарфор. Только в 1807 году, когда клан Маэда совершил попытку воссоздать ко-кутани, в нескольких мастерских стали производиться фарфоровые изделия, покрытые слоем глазури. Термин сайко-кутани («возрожденная Кутани») был создан специально во второй период производства фарфора.

После реставрации Мэйдзи с приходом индустриализации многие мастерские были преобразованы в небольшие фарфоровые мануфактуры[4]. Непосредственное создание изделий из глины и их роспись все больше и больше разделялись в этих мастерских. Керамика Кутани была представлена на Всемирных выставках в Вене и Париже, после чего произошел бум экспорта, длившийся да 1916 года. В период между двумя мировыми войнами произошел резкий спад в производстве, но во второй половине XX века фарфор Кутани смог сохранить место на рынке фарфора, наряду с изделиями Арита и Имари.

Современный фарфор Кутани варьируется от грубых, похожих по своей плотности на керамогранит или толстый фарфор, предметов, до тончайшего, почти прозрачного. Для покрытия используется матовая глазурь, используются как серые, синие, зеленые, так и традиционно белые цвета. Стандарт производства соответствует критериям, заложенным и развитым в Арите. Даже в наши дни большая часть фарфора Кутани расписывается вручную, а характерной чертой остается роспись не только лицевой части изделия, но и реверса, на поверхности которого продолжается тот же рисунок.