“Сацумская керамика”“Сацумская керамика” – одно из самых интересных и необычайных явлений в японском декоративно-прикладном искусстве эпохи Мейдзи. На южном острове Кюсю расположилась провинция Сацума, которая и дала название целой группе керамический изделий, изготовленных в этой местности. Первые исторические печи здесь были установлены корейскими гончарами в конце 16 века. Ранняя продукция была массивная и твердая, покрыта густой темной глазурью и редко выходила за пределы провинции. «Сацумская керамика» представляла собой желтоватую фаянсовую посуду, декорированную японскими фигурами, выразительными лицами, восточными пейзажами, иногда красочными драконами и прочими увлекательными сюжетами. Эта посуда являлась экспортным продуктом, специально разработанным в середине 19 века для обслуживания западного экспортного рынка. Японские художники выпускали изысканные изделия самого высокого качества. Было создано множество шедевров, и несколько мастерских создали своим именам вечную славу. Самый высококачественный экспорт «Сацума» легко узнается благодаря тонко потрескавшейся глазури и тому факту, что его желтоватый глиняный корпус не «звонит» при постукивании. Производство вскоре распространилось на несколько городов, таких как Киото, Токио, Нагоя, Йокогама и в другие места по всей Японии, начиная с периода Мэйдзи (1868-1912) и до сегодняшнего дня. Общими чертами ранней «Сацумской керамики» являются крупные мотивы декора, помещенные на фоне недекорированного черепка. В росписи редко и деликатно используется прием кинкумо («золотые облака», заполнение фона россыпью золотых точек). В орнаментах отсутствует мелкая проработка деталей, так как эмаль слишком плотная для нанесения тонкой кистью. Часто используется эмаль кобальтого синего цвета. Большой интерес европейского рынка к изделиям Сацума вдохновило гончаров к созданию более сложных форм, а художников – к более виртуозному декору. В мастерских Киото начали производить светлую, тонкую керамическую массу и покрывать ее сероватой или кремовой глазурью. Декорировали посуду живописным изображением цветов, листьев, фигурками птиц с использованием техники «золотые облака». Изделия студии семьи Кинкодзан также стали выполнять в сацумском стиле, но не перегружали декором, оставляли видимым светлый кремовый черепок. Эмаль наносили не так плотно и объемно, как в работах мастерской Киото. Отличительной особенностью мастеров студии стали жидкие эмалевидные краски, которыми можно было растушевывать рисунок и делать декор близкий к классической живописи. В студии изобрели еще один новый тип декора – сочетание подглазурного кобальта глубокого синего цвета с» золотом и полихромной росписью. Самой заметной особенностью «Сацумcкой керамики», отличающей ее от других стилей в декоре керамики и фарфора Японии, является, использование жанровых композиций, сложноскомпанованных многофигурных сцен. Самые распространенные сцены – любование цветением сакуры или клена, чаепитие, сцены в саду или на террасе, игры детей, группы дам или самураев. Композиции располагались либо свободно по всей поверхности изделия, без разделения орнаментальными поясками, либо с разделением декора по элементам формы (горло, тулово, ножка). В каждом элементе – свои тип декора. Был и третий вид, когда сосуд декорировали, используя вертикальное разделение, изображения помещались в специальные картуши, что придавало изделию роскоши и богатство. «Сацумская керамика» заняла весомое место в истории японского искусства. Это ярчайшее явление искусства в истории Японии периода Мейдзи. |