“Японская антикварная мебель”Простые, но функциональные аспекты традиционной японской мебели или кагу высоко ценятся по всем мире. Ее производство в Японии достигло своего апогея к концу XIX века. С открытием границ страны в 1853 году, стала развиваться международная торговля, которая чрезвычайно повлияла на стиль и манеру изготовления мебели. Исторически сложилось, что в эволюции дизайна японской мебели форма определяется функцией. Практичность и пространство имеют первостепенное значение в умах японских плотников, которые делали отбор древесины для каждой части строительного процесса в соответствии с ее свойствами и структурными требованиями изделий. Японская мебель проста, функциональна и создана для облегчения движения и переноса. Почти все сундуки и шкафы имеют ручки, чтобы их можно было легко перемещать на шестах или осуществлять вручную, и часто состоят из двух частей. Каждая часть, будь то рама, панели, двери ящика или фасады, обычно изготавливается с использованием от одного до трех сортов древесины, поскольку их разные свойства служат различным целям. Японская мебель способствует ощущению пространства. Она имеет исторически сложившуюся культуру «сидящих на полу». Многие типы японской мебели предназначены именно для такого использования, а столы и стулья изготавливаются с маленькими ножками или вообще без них. Из-за нехватки площадей многие виды японской мебели обеспечивают функцию хранения, поэтому они строятся с дополнительными ящиками. Даже кровати-футоны хранятся в шкафу, если не служат по прямому назначению. С моментом выхода Японии из самоизоляции и расширения международных связей на рубеже 19-20 веков, страна переживает настоящие потрясения, которые раскрываются в освоении новых техник в искусстве. Рисунок на вазах, мебели и предметах интерьера переходит от линейной формы с замкнутыми контурами к более объемным изображениям, позволяющим играть со светотеневыми эффектами. Несмотря на то, что европейская культура быстро осваивалась японскими мастерами, традиционные ремесла по-прежнему играли значительную роль. Деление разных школ было условным, и основывалось формально на стиле исполнения, а не на идеях и принципах, используемых в творчестве. Нормы классической школы с ее пристрастием к историческим сюжетам и с особенностями толкования внутреннего смысла отражались на произведениях декоративно-прикладного искусства. Предметы интерьера изобилуют изображениями людей, геометрических фигур, обычных и фантастических животных, птиц, рыб, насекомых и цветов. К материалам для изготовления мебели добавляются серебро, бронза и кость. Богатство произведений искусства передают патина, литьё, позолота и использование перегородчатой эмали. Рисунки становятся богаче, появляются украшения из фигурок. Веками сохранявшаяся культура Японии преобразилась с приходом периода Мэйдзи. Европейское влияние было столь сильным, а желание японцев впитать новую культуру столь большим, что по сей день мы видим отражение этого союза в великолепных изделиях того времени. После процесса ассимиляции, декоративно-прикладное искусство японских мастеров вновь стало отличаться уравновешенностью с четко просматривающимися традициями старых ремесел. Роскошно украшенные фасады мебели и предметов интерьера декорируются тонкими рисунками с использованием золота и серебра, появляются инкрустации перламутром и специальными сплавами из олова и свинца. Изящество изделия подчеркивал оттенок лака, тщательно подобранный художником при оформлении. Удивительный синтез культур и сохраненного художественного наследия сегодня можно наблюдать во многих музеях и частных коллекциях, где хранятся произведения японского искусства. |